4 дня, 7 номинаций и чуть больше 350 юных инженеров и изобретателей из 29 российских регионов. В Москве на ВДНХ состоялся финал всероссийских соревнований «Инженерные кадры России».
В центральном павильоне «Робостанции» собрались лучшие робототехники со всей России. Те, кто прошел серьезный отбор, показав лучший результат в своем регионе. И те, для кого робот — это не просто устройство, которое выполняет какое-либо действие, а сложный многофункциональный механизм, способный решать достаточно непростые задачи, поставленные на уровне предприятий. Продолжает Владислав Халамов, руководитель Учебно-методического центра инновационного образования РАОР, организатор соревнований:
«Семь лет подряд финал всероссийских соревнований «Инженерные кадры России» проводился как одна из номинаций крупнейшего робототехнического фестиваля «Робофест». В этом году все изменилось: во-первых, он проводится как самостоятельный конкурс, а во-вторых, за ребятами наблюдают представители больших промышленных предприятий. Для них эти дети — будущие инженерные кадры, без которых никакого развития не будет и которые, в перспективе, могут прийти в их коллективы».
Проекты ребят оценивали представители Министерства обороны Российской Федерации, Союза Машиностроителей России, ООО «ICL Техно». По словам Дениса Бабкова, председателя совета директоров ООО «РТС», эти соревнования — своего рода подготовка кадров с нуля:
«У меня не сложилось впечатление, что это выставка детских поделок. Наоборот, это выставка совместных работ предприятий и детей. Я увидел, как ребята автоматизируют различные производственные процессы, в том числе сборку, контроль, доставку, транспортировку деталей. И мы как Союз Машиностроителей можем порекомендовать предприятиям за нашим круглым столом, что дальше делать, как развиваться, как взаимодействовать с детьми, чтобы готовить дальнейшие кадры и для себя, и для страны».
И, действительно, ребята решали далеко не детские проблемы. Команда из Новосибирска представила модель автоматизированного участка линии производства ноутбуков для АО «РиМ-Т», ребята из Сыктывкара — модель автоматизированного производства материалов» для ООО «ЛузаЛес», робототехники из Южно-Сахалинска — модель комплекса по переработке пластмасс для завода «Пларус», а школьники из Набережных Челнов — модель производства отечественного автомобиля бизнес-класса «АУРУС» для завода «Соллерс». Продолжает Дмитрий Фомин, педагог дополнительного образования МАОУ ЛИТ №36 г. Набережные Челны и тренер команды:
«В связи с расширением номенклатуры и усилением связей с предприятиями смежниками, ребятам была поставлена задача изготовить модель автоматизированного цеха дополнительной механообработки и логистики комплектующих, используя имеющиеся свободные площади на двух уровнях производственных площадей и попутно изменив логистику их поступления перед включением в основной сборочный цикл производства. Наше решение позволит увеличить производительность более чем в три раза».
К слову сказать, модернизируя промышленный сектор экономики, дети, в первую очередь, просчитывали, насколько автоматизация производственных процессов увеличит эффективность работы. И не важно, предприятие это пищевой промышленности или перерабатывающей, участникам важно было создать в итоге реальные, эргономичные и практически значимые проекты. Так, для АО «Зеленоградское» из Московской области ребята автоматизировали комплекс изготовления, разлива и транспортировки молочной продукции до места назначения, для компании «Серпухов хлеб» из Протвино — работу мельницы и пункта приема автомобилей, для ООО «Равис — птицефабрика Сосновская» из Челябинска — линию сортировки яиц, а для разреза «Черногорский» из Черногорска — линию обогащения и погрузки угля. Продолжает Наталья Алтыникова, директор по развитию ГК «Просвещение»:
«Я здесь увидела очень серьезные, интересные проекты. Мне хотелось понять, насколько то, что делают ребята, можно внедрять в практику. Реально можно. Есть ряд интересных и практически полностью реализованных проектов, которые уже сейчас можно заказывать предприятиям. А есть идеи, которые можно, в перспективе, докрутить и в дальнейшем продавать. Независимо от возраста, ребята серьезно включены в работу, а достигается это за счет того, что есть предприятия, которые ставят задачи системе образования. И эти задачи решаются через такие соревнования. Это очень важная связка, если мы хотим с детского возраста готовить ребят к инженерной деятельности и потом в перспективе получить инженеров, которые будут развивать нашу страну».
По словам Альбины Вагаповой, PR-менеджера компании «ICL Техно», дети, которые сегодня защищают свои проекты — это будущее России, это люди, которые изменят нашу страну к лучшему:
«Я видела столько горящих глаз, столько фантастических и, действительно, рациональных по-взрослому проектов, которые, наверное, я даже не ожидала увидеть от детей такого возраста. Это полноценные будущие заводы и фабрики, какие-то действительные инновации, которые делают уже взрослые топ-менеджеры крупных госкорпораций».
«За эти четыре дня взрослые поняли, что конструктор придуман не только для игр — из его деталей дети собирают прототипы вполне реальных вещей, — продолжает Владислав Халамов. — На следующий год каждая команда получит от предприятий реальное задание и куратора. Военные взяли на заметку проекты двойного назначения, специалисты кадровых служб предприятий оценили соревнования как эффективный способ профориентации. Руководители системы образования пообещали сделать все возможное, чтобы этот способ знакомства с профессиями от детского сада до производства стал доступен всем российским школам».