Первые шаги в программировании сложны для ребенка, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Как это сделать? Своим опытом делится Светлана Павловна Стеблина, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Золотой петушок» из Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством от элементарного конструирования, постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к робототехническим наборам, которые требуют программирования.
Первые шаги в программировании сложны для ребенка, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в столь раннем возрасте.
АЛГОРИТМИКА — это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.
Занятия алгоритмикой:
- Развивают умение планировать этапы и время своей деятельности;
- Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи;
- Позволяют оценивать эффективность своей деятельности;
- Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие "функция";
- В сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей;
- Повышают мотивацию к познанию окружающего мира.
Для развития у детей алгоритмического мышления в своей работе я использую разнообразные игры и пособия, такие как: «Пиктомир», «Занимательные алгоритмы», Мини робот «Пчелка BeeBot», STEM - Набор «Робомышь», образовательный робот «Черепашка», «ПроКубики», конструктор MRT 1 Brain A (Роботрек) и т.д.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
«Черепашка»
Образовательный робот, который программируется детьми с использованием специальных карточек-команд. Предназначен для обучения детей дошкольного и школьного возраста построению алгоритмов в игровой форме. Работа с комплектом не требует дополнительного оборудования, такого, как: монитор, компьютер и пр. В процессе обучения ребенок может заниматься с набором как один, так и в команде.
Для управления роботом необходимо составить алгоритм перемещения при помощи карточек, вставляя их в ячейки, расположенные на верхней части корпуса. «Черепашка» начнет выполнять составленную программу после нажатия на хвост.
Комплект содержит два вида карточек:
- Карточка «ВПЕРЕД» — это команда на перемещение робота вперед на 30 сантиметров.
- Карточка «ПОВОРОТ» — это команда поворот платформы по часовой или против часовой стрелки на 90℃. Направление поворота зависит от того, какой стороной вставлена карточка.
Когда я знакомлю ребят с «Черепашкой», представляю его, как дружелюбного робота, которого они могут программировать. Детям сообщаю о том, что робот «Черепашка» не думает самостоятельно, а двигается только так, как запрограммируют они его сами, так же как и любая другая машина.
Выполняя задания, ребята осваивают основные принципы составления алгоритмов и управления персонажем.
ПроКубики
Это следующий электронный образовательный комплект, который я использую в своей работе для обучения детей основам программирования и алгоритмике.
Основные элементы комплекта — это пульт с кубиками-командами и персонаж-исполнитель. В ПроКубиках отсутствуют привычные сегодня интерфейсы управления — дисплеи и сенсорные панели (экраны). Программирование персонажа осуществляется при помощи кубиков-команд, что позволяет освоить работу с комплектом без навыков чтения. Связь между пультом и персонажем происходит через беспроводной канал, что позволяет отказаться от проводов и кабелей, делая процесс игры и обучения более безопасным, а погружение детей в игру более полным и интересным.
Для управления платформой необходимо составить алгоритм перемещения (программу) из кубиков, вставляя их в ячейки пульта управления. Платформа начнет выполнять составленную программу после нажатия кнопки «ПУСК» на пульте управления.
Комплект содержит несколько видов кубиков:
- Кубик «ВПЕРЕД» — команда на перемещение платформы вперед на 30 сантиметров (одна клетка игрового поля).
- Кубик «НАПРАВО» — команда на поворот платформы по часовой стрелке на 90℃.
- Кубик «НАЛЕВО» — команда на поворот платформы против часовой стрелки на 90℃.
Знакомя ребят с Прокубиками, также представляю персонажи, как дружелюбного робот, которого они могут программировать. Детям говорю о том, что робот-персонаж не думает самостоятельно, а двигается только так, как запрограммируют они его сами, так же как и любая другая машина.
В заключение хочу отметить, что занятия робототехникой мотивируют детей на дальнейшее, самостоятельное изучение роботов, электроники, программирования, что положительно сказывается на их навыках алгоритмизации и программирования, а также на их творческом мышлении.
Вот так, играя, мы формируем у детей алгоритмическое мышление и закладываем основы начального программирования.