Робот-тележка, сити-ферма, пожарная роботизированная установка быстрого реагирования и даже станции по производству молока и керамической плитки. Сегодня в спортивном комплексе «Метар-Спорт» юные робототехники со всего региона сразились в поединке за право представить Челябинскую область на Всероссийских соревнованиях в Москве.
Региональный этап всероссийских робототехнических соревнований «Робофест – 2022» по праву занимает одно из первых мест в рейтинге престижных робототехнических соревнований. Почти «живые» конструкции, автономно выполняющие возложенные на них задачи, управляемые интеллектуальные алгоритмы, яркие инженерные проекты. И, конечно же, море эмоций и адреналина у ребят от того, что в сложнейшей битве победил именно их робот!
«Мы с вами прекрасно помним, как начинался «Робофест», когда дети играли в роботов и ездили по линии, — этими словами открыл соревнования Владислав Халамов, руководитель Регионального центра технического творчества. — Прошло каких-то десять лет, и сегодня мы видим, что полностью сменилось целое поколение участников: они стали моложе, талантливее, конструируют более сложные и интересные проекты. А главное — появились новые направления соревнований, а за процессом наблюдают представители ведущих промышленных предприятий региона».
Так, на площадке присутствовала Оксана Знаменская, руководитель аппарата Челябинского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России». Она выразила благодарность за возможность сотрудничества и надежду на дальнейшее плодотворное взаимодействие. Напомним, что при поддержке Челябинского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России» стартовал уникальный проект «ИКаР-Союзмаш». Проект реализуется с использованием гранта Губернатора Челябинской области при софинансировании Фонда президентских грантов.
В этом году почти триста участников соревновались в пяти соревновательных категориях: «Робокарусель», «Эконет», «Автонет», «Инженерный проект» и «Инженерные кадры России». Школьники демонстрировали роботов, которые осуществляли сбор и сортировку мусора, играли в «Морской бой», перемещали «дома» с одной стороны «улицы» на другую и играли в шахматы. А также представляли судейской комиссии свои творческие проекты.
Старшеклассники моделировали настоящие производственные линии, собранные по заданию ведущих предприятий Челябинской области — ПАО ЧТПЗ, ЮМЭК, ПАО ММК, ПАО ЧМК, Кыштымский Электромеханический завод, «Равис» птицефабрика Сосновская, ООО «OrangeSteel» (МетМашУфалей) и др.
Ну, а самые маленькие участники, многим из которых едва исполнилось пять лет, демонстрировали работу простых механизмов. Чего здесь только не было! Секреты производства керамической плитки, робот-тележка с автоматической адресацией грузов к действующему станку, сити-ферма «Букет на обед» с автоматическими процессами выращивания, сборки, мытья сушки, упаковки и сортировки микрозелени.
Рита и Лева из Снежинска представили проект шоколадной фабрики со всеми ее этапами производства, в том числе: вилочный погрузчик, сортировально очистительную, обжарочную, дробильную машины, конш-машину с дозатором, мельницу для фруктов, формовочный агрегат, пункт контроля качества, холодильный туннель и грузовой автомобиль. А Варя и Марина — пожарную роботизированную установку быстрого реагирования «Снежинка»:
«Это целая система, которая мониторит лесные массивы на предмет пожаров. Как правило, лесные пожары очень быстро разгораются до таких размеров, что их сложно локализовать. Наше решение заключается в том, чтобы затушить пожар прямо в зачатке. У нас летают дроны, которые отслеживают пожароопасные ситуации и передают координаты на сервер о месте возгорания. Срабатывает ближайшая к месту возгорания противопожарная пушка, она выстреливает в область возгорания специальными противотушащими ракетами. Это позволяет затушить пожар, пока он не распространился по большой территории».
Ну и, конечно, не обошлось без образовательно-развлекательной программы, в рамках которой ребята участвовали в конкурсах и мастер-классах. Своими впечатлениями от увиденного поделился Владислав Халамов, руководитель Регионального центра технического творчества:
«Кто такие робототехники? Это боги инженерии. Они создают человекоподобные или иные электронные агрегаты, обучают их, путём программирования ставят им различные цели и задачи, а в случае поломок или сбоев — занимаются «лечением» своих подопечных: чинят кабели, шланги, повреждения на корпусе, сравнивают шумы. И таких богоподобных специалистов сегодня требуется всё больше и больше. Поэтому знакомиться с робототехникой мы рекомендуем с пелёнок. И чем старше становятся дети, тем глубже они должны проникать внутрь роботов. Это особенность времени, в котором мы живём. И мы стараемся объяснить это нашим воспитанникам, подружить мальчишек и девчонок с окружающими их техникой и технологиями».